Планирование в сфере госзакупок по контрактной системе.

С началом действия Федерального закона № 44-ФЗ сфера регулирования государственного и муниципального заказа подверглась значительным изменениям. Например, законодатель отвел значительно более существенную роль понятию планирования при осуществлении закупок товаров и услуг, проводимых в рамках государственных и муниципальных контрактов.i

Отныне планирование является одним из ключевых инструментов при выполнении госзаказа, направленных на увеличение эффективности использования финансовых средства и повышение результативности закупок. Кроме того, правильное планирование призвано обеспечить доступность и прозрачность реализации государственного заказа на всех стадиях, предотвращая тем самым различного рода злоупотребления.

Требование, предъявляемое к заказчикам в части обязательного составления плана закупок, закреплено в ст. 17 вышеуказанного Федерального закона. Следует отметить, что данное положение вступило в силу относительно недавно – с начала 2015 года. Таким образом, заказчики должны составлять планы закупок уже на 2016-2018 гг. При этом документ, регламентирующий процедуру и особенности формирования, утверждения, а также последующего ведения плана закупок, является правительственным постановлением. Именно с учетом этого документа региональные и местные органы власти должны разработать локальные нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок формирования планов государственных и муниципальных закупок.

Законом определено, что обязательными сведениями, которые должны быть включены в планы закупок, являются:

  • код, идентифицирующий закупку;
  • цели проведения закупки;
  • наименование предмета закупки;
  • размеры и виды финансового обеспечения (например, банковская гарантия) для проведения закупки;
  • сроки осуществления предполагаемых закупок;
  • обоснование необходимости осуществления закупок.

Поскольку наиболее важным пунктом указанного перечня является обоснование предстоящей закупки, ч. 1 ст. 18 ФЗ № 44-ФЗ определяет, что может выступать целями планируемых госзакупок.

По мнению многих специалистов, основной проблемой при планировании госзакупок является тот факт, что действующий закон предписывает составлять планы закупок на три ближайших года. Зачастую предусмотреть необходимость тех или иных товаров и услуг на столь длительный срок довольно сложно. Однако стоит иметь в виду, что в случае обоснованной аргументации в уже утвержденные планы закупок можно вносить изменения. При этом исчерпывающий перечень оснований для подобных изменений должен быть нормативно закреплен в порядке ведения плана закупок, который утверждается на региональном или местном уровне.

 

 

Опубликовано в Без рубрики