Проблемные зоны системы государственных закупок.

Система госзакупок  как новое направление экономических отношений государства и участников бизнеса, в этом году отметит свое десятилетие. В 2005 году вышел первый Федеральный закон, который регламентировал общие положения и требования в системе размещения госзаказа. Кроме того, в Законе был сформулирован и четкий алгоритм действий распорядителей бюджетных средств и поставщиков.

5_f2aebbe3d4aa

Сегодня госзаказ можно по праву отнести к одному из наиболее активных рынков в стране. Достаточно привести несколько фактов. Каждые 10 секунд производится одна госзакупка. Каждые 40 минут рынок государственных услуг увеличивается на одного поставщика. И каждый час 20 потенциальных поставщиков регистрируются на электронных торгах.

Прошедшие годы стали своеобразной «академией» как для заказчиков, которыми являются федеральные, региональные и муниципальные структуры, так и для исполнителей, среди которых не только участники крупного бизнеса, но и субъекты малого и среднего предпринимательства.

 

Со временем требования вышеуказанного Закона подстроили под себя участники госзакупочного процесса с обеих сторон. И, к сожалению, не всегда в рамках правового поля. Чиновники вместе с обеспечением заявки требовали дополнительные средства на «откат» за победу в тендерном конкурсе, поставщики не предоставляли должного качества исполнения. От участия в госзакупках пришлось отказаться многим компаниям, которые не были аффилированы с властью.

На основании данных ФАС был составлен рейтинг нарушений при объявлении конкурсных торгов. И в числе первых числились орфографические ошибки, но вызваны они были не безграмотностью чиновников. Скорее, изворотливостью. Ведь информированный об «ошибке» свой исполнитель сможет найти нужные сведения по контекстному наименованию закупки, а другой участник госзаказа, вводя правильный текст, скорее всего, их не обнаружит.

Такая ситуация заставила пересмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую процесс госзакупок. Результатом парламентской «работы над ошибками» явилось принятие в 2013 году Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Благодаря этому были скорректированы положения о предоставлении равных прав всем конкурсантам, и стали прозрачными правила ведения электронных торгов. Кроме того, среди сильных сторон Закона можно отметить введение долгосрочного планирования закупок и снижение максимальной цены контракта.

Однако уже с первых месяцев действия ФЗ вышли на первый план и недостатки данного документа. В большей степени они касаются организации процесса закупок. В частности, в Законе не прописаны принципы выбора форм проведения госзакупок, что оставило риск сомнительных действий со стороны заказчиков. Также в документе отсутствуют конкретные указания в отношении конкурсной комиссии, не прописана ее ответственность и контроль над обеспечением качества поставляемых товаров и услуг.

У экспертов нового Закона появились вопросы, связанные с суммой обеспечения заявки. Она может в течение 24 месяцев не возвращаться проигравшему торги участнику конкурса, в то время как в предыдущем Законе этот срок ограничивался одним месяцем. Данное обстоятельство ударяет, в первую очередь, по мелким поставщикам, которые, чтобы не выводить оборотные средства из бизнеса, вынуждены брать тендерные займы и платить кредитным организациям по своим обязательствам.

Тем не менее, государственный заказ является привлекательным для всех сторон. Государство использует этот механизм как возможность для эффективного и оперативного удовлетворения возникших потребностей в работах и услугах, а поставщики получают, как правило, крупный заказ и заявляют о себе как о конкурентоспособном исполнителе.

Опубликовано в Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*