СРО управляющих компаний

В 2012 году Государственная Дума внесла в Жилищный кодекс Российской Федерации изменения, вводящие институт саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами. Необходимость в появлении СРО ЖКХ назрела достаточно давно, основной причиной этого стали явные пробелы в регулировании отрасли. Они наиболее очевидно проявились в следующих недостатках:

  • нет четких правил и требований к осуществлению профессиональной деятельности;
  • нет стандартов качества работ и услуг по управлению многоквартирными домами;
  • участники рынка не несут фактической ответственности за свои действия.

В результате в сфере жилищно-коммунального хозяйства можно наблюдать злоупотребления, недобросовестную конкуренцию и заниженное качество предоставляемых гражданам услуг. Внесенные поправки, касающиеся введения СРО в сфере ЖКХ, направлены на качественный перелом ситуации в положительную сторону за счет выработки механизмов саморегулирования при управлении многоквартирными домами. Обязательным членство в СРО ЖКХ для всех управляющих компаний становится с 1 сентября 2013 года.

Новые правила работы компаний в сфере ЖКХ

В соответствии с изменениями в Жилищном кодексе РФ, компании смогут работать на рынке жилищно-коммунального хозяйства только после получения соответствующей разрешительной документации. Выдавать ее может:

  • государство (ЖКХ лицензия);
  • саморегулируемая организация (допуск СРО ЖКХ).

При этом первая ситуация с государственным регулированием предусмотрена лишь для отдельных случаев, и на практике большинство управляющих компаний должнывступать в СРО ЖКХ. Управляющая компания может быть членом только одной саморегулируемой организации.

Каждое НП СРО ЖКХ (некоммерческое партнерство саморегулируемая организация в жилищно-коммунальном хозяйстве) обязано вести реестр, в котором будет отображаться информация обо всех его членах. Одним из условий вступления в СРО в сфере ЖКХявляется уплата разовых и регулярных взносов. В том числе, управляющим компаниям необходимо уплачивать вступительные и членские взносы, а также вносить необходимые суммы в компенсационный фонд. В соответствии с общими принципами деятельности саморегулируемых организаций, размеры этих взносов будут определяться коллегиальным органом управления профессионального некоммерческого объединения.

В компенсационный фонд каждый член СРО ЖКХ должен будет внести не менее 100 000 рублей. Предназначен этот фонд для возмещения вреда собственникам помещений, который может быть причинен одной из управляющих компаний при некачественном выполнении работ или предоставлении услуг. Взносы в компенсационный фонд делаются единовременно, то есть разовым платежом. Исключение здесь составляют случаи, когда члены СРО возмещают выплаты, сделанные из данного фонда.

Деятельность компаний, получивших допуск СРО ЖКХ, будет постоянно находиться под бдительным контролем. С одной стороны, контролировать ее будут соответствующие структуры саморегулируемой организации, так как некоммерческому партнерству нужно заботиться о своей профессиональной и деловой репутации. С другой стороны, законодательными положениями предусмотрен государственный контроль деятельности СРО, осуществляемый соответствующим федеральным органом власти. В законе предусмотрены случаи, когда управляющая компания может быть исключена из саморегулируемой организации. В частности, это может произойти по жалобе региональных или муниципальных властей на недобросовестное исполнение своих обязанностей и неоднократные нарушения установленных требований.

Переход к саморегулированию в ЖКХ — актуальность и цели процесса

Необходимость создания саморегулируемых организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства и конкретно в управлении многоквартирными домами назрела уже давно. Опишем основные причины, поставившие вопрос о таком кардинальном переформатировании отрасли.

  1. В жилищно-коммунальном хозяйстве страны в последние годы произошли серьезные изменения, связанные с появлением большого числа управляющих компаний. Они активно входят на этот рынок и готовы предложить свой потенциал для развития отрасли на муниципальном, региональном и федеральном уровне.Вступление в СРО для них — возможность реализовать свои замыслы и сформировать новые правила работы в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.
  2. У многих существующих управляющих компаний проявляется необходимость управленческого самоопределения, выражающаяся в следующих моментах:
    • готовности принимать участие в регулировании собственных техпроцессов (внедрение различных стандартов и технических регламентов);
    • готовности разрабатывать правила для рынка жилищно-коммунальных услуг в целом, и в том числе, создание механизмов ответственности перед заказчиками работ и потребителями услуг.
  3. Восстановление эффективной коммуникации по линии «власть-бизнес-потребитель», где у каждой из сторон есть четкое понимание того, с кем и на каких основаниях решаются самые разные вопросы.
  4. Сложность и недостаточная эффективность регулирования процессов, происходящих в жилищно-коммунальном хозяйстве. Создание СРО УК и ЖСК в таких условиях является необходимым шагом в создании адекватных сложившейся ситуации управленческих механизмов.

Действовавшее до последнего времени законодательство, определяющее работу отрасли управления многоквартирными домами, подвергалось критическим оценкам со стороны экспертов и игроков этого рынка. Чаще всего оно называлось неполным и не до конца проработанным, неопределенным и зачастую противоречивым. Переход к саморегулированию в ЖКХ призван исправить сложившуюся ситуацию, в частности, за счет усилий самих управляющих компаний. При этом важность государственного присутствия в регулирования данной отрасли не оспаривается. Напротив, чаще всего говорится о необходимости совместной работы государства и саморегулируемых объединений для достижения наиболее высоких результатов.

Разработка законодательных оснований и последующая практическая работа по созданию системы саморегулируемых организаций в ЖКХ, в которых на основании членства будут объединены управляющие компании, позволит создать систему совместного регулирования данной отрасли государством и профессиональным сообществом. ПередСРО УК и ТСЖ в данном случае стоит ответственная задача по принятию соответствующих правил и стандартов, которые будут обязательными для каждого из членов. Это позволит эффективно решить задачу разработки унифицированной системы управления в данной сфере, а также создать наиболее эффективные механизмы взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями, собственниками жилья, органами местного самоуправления и федеральной власти.

Создание объединяющих УК и ТСЖ СРО — это введение в работу одного из самых действенных механизмов контроля, который отлично проявил себя во многих странах. Он позволяет определять правила игры, прежде всего, профессионалам рынка, и снижает влияние чиновничьих инициатив. Необходимость вступления управляющих компаний в некоммерческие партнерства и получения свидетельства СРО в качестве разрешительного документа позволяет свести к минимуму риски появления в отрасли недобросовестных игроков. При вступлении в СРО каждый претендент будет проходить многоступенчатый отбор, в рамках которого необходимо подтверждать соответствие требованиям и стандартам в отношении:

  • технической оснащенности;
  • финансовой устойчивости;
  • квалификации руководителей;
  • уровня профессиональной подготовки сотрудников;
  • качества и безопасности оказываемых услуг;
  • застрахованности профессиональной ответственности.

Предъявление подобных требований позволит предотвратить попадание на рынок недобросовестных игроков и фирм-однодневок еще на стадии их вступления в саморегулируемые организации в ЖКХ. Внедрение института СРО в сфере жилищно-коммунального хозяйства позволит уйти от административного контроля и бюрократии чиновников к работе по правилам, сформированным внутри самого профессионального сообщества. Впрочем, основой для создания этих правил все равно остается законодательство Российской Федерации.

Страница 1 из 2 |

Опубликовано в Без рубрики