Жизнь малого бизнеса в России сложна и терниста. Такое положение обусловлено и несовершенством законодательной базы, и зачастую сомнительным авторитетом лиц, вовлеченных в данный сегмент экономики, и, соответственно, отношением к нему со стороны власти и общества. Такой же грустной получается история субъектов малого предпринимательства на рынке госзаказа.
Казалось бы, в Федеральном законе о контрактной системе строго определены квоты участия малых предприятий: 15% от всего объема госзакупок. Участие на любых уровнях торгов, разнообразие видов заказов и т.д. Такие масштабы для предпринимательской деятельности позволили бы серьезно укрепить позиции малого бизнеса в отечественной экономике, увеличить налогооблагаемую базу, развить инициативу.
Однако в связи с неоднозначностью действующей законодательной базы до недавнего времени возникал вопрос: «Как считать эту самую квоту: от общего объема выделяемых средств на заказы или по перечню товаров, работ или услуг?». Ведь деньги и перечни не всегда имеют адекватное соотношение.
В начале февраля 2015 года Минэкономразвития России разъяснило порядок подсчета объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем закупок определяется по общей стоимости заключенных контрактов, при этом в расчет включаются не все закупки.
Кстати, о деньгах. Для малых предприятий, в большинстве своем не имеющих свободных денежных средств, единственной возможностью для участия в госзаказе являются кредиты на исполнение контракта. Однако уровень доверия банков к участникам малого бизнеса довольно низкий, поскольку они, как правило, не располагают залоговым обеспечением. Как результат — банки, высоко оценивая свои риски, неохотно предоставляют заемное финансирование.
Нельзя не отметить и то обстоятельство, что в России не выработана надежная система контроля размещения госзаказа. Он зачастую формируется уже для определенного поставщика. Показательна история с заявкой, сделанной МВД на приобретение итальянской кровати с позолотой и еще некоторыми другими эксклюзивными требованиями. Техническое задание было составлено для фирмы, с которой уже заключен договор на поставку. И выиграть тендер другому участнику просто нереально.
Существуют и другие способы вытеснения конкурентов: указание нереальных сроков, специально заниженных цен и др. Например, известен случай, когда участник торгов сбил контрактную цену с 54 млн. до 5 млн. рублей.
Еще одна из проблем, с которой сталкиваются участники малого бизнеса, заключается в отсутствии у заказчика возможности проверить истинный статус предприятия, подавшего заявку. Нет ясности, какими документами этот статус должен подтверждаться.
Кроме того, следует отметить ненадежность малых предприятий. В реестре недобросовестных поставщиков госуслуг они занимают лидирующие позиции. Нередко встречаются ситуации, когда предприниматели участвуют и побеждают в аукционах, а в итоге у них не оказывается необходимых ресурсов для исполнения контракта.
Таким образом, сложные отношения государства и малого бизнеса продолжаются. И что будет дальше – неизвестно.
Всем Привет! Эффективность поддержки экономических категорий — данный вид эффективности направлен на оценку участия, в первую очередь субъектов малого предпринимательства в исполнение государственных заказов . Таким образом, эффективность государственного заказа необходимо рассматривать как интегральный показатель эффективности на разных уровнях данной системы, и как синергетический результат взаимодействия всех институтов и механизмов данной системы.
Таким образом, в то время как Федеральная контрактная система предлагает ряд решений в ответ назревшим системным проблемам института госзаказа, многие вопросы участия малых и средних предприятий в текущей редакции Федерального закона № 44-ФЗ остаются неразрешенными.